/СРО АКФО опубликовала ОТЧЕТ О СОСТОЯНИИ РЫНКА КЛИНИНГОВЫХ УСЛУГ за 2021

СРО АКФО опубликовала ОТЧЕТ О СОСТОЯНИИ РЫНКА КЛИНИНГОВЫХ УСЛУГ за 2021

23 сен 2022

СРО АКФО опубликовала отчет о состоянии рынка клининговых услуг в 2021.
Ежегодный отчет включает основные цифры, характеризующие текущее состояние отрасли профессиональной уборки (клининга): количество предприятий и их структура, общая занятость, размер выручки предприятий, уплачиваемых ими налогов и другие, а также прогноза роста этих показателей на ближайшую перспективу. Полный Отчет, основные показатели которого мы вынесли в эту статью можно посмотреть на сайте СРО АКФО или скачать по ссылке

1. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ

 1.1 ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ ЗА 2021 Г.

По экспертным данным, сегодня контрактным клинингом обслуживается более 300 млн кв.м. различных площадей (без учета жилых). Выручка предприятий отрасли по данным ФНС за 2021 год составила 420 млрд рублей. Целевая суммарная налоговая нагрузка по НДС и РСВ участников рынка составляет более 30%.
По экспертным оценкам, в отрасли занято не менее 2,5 млн человек, включая незарегистрированных сотрудников и сектор В2С. Согласно данным обещероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», такой показатель соответствует мировой практике, согласно которой занятость в отрасли профессиональной уборки составляет примерно 1,7% от численности всего населения страны

1.2 СТРУКТУРА СТОИМОСТИ КЛИНИНГОВЫХ УСЛУГ

По прежнему самой большой расходной статьей является ФОТ. Доля начисляемого ФОТ в структуре затрат клининговой компании составляет около 40-50%. Среднеотраслевая заработная плата, По данным ЕМИСС (Единая межведомственная информационно-статистическая система Росстата) для клининговых компаний России в 2021 году составила 33,4 тыс. рублей в месяц (вид деятельности: Услуги по чистке и уборке).

2. АНАЛИЗ КРУПНЕЙШИХ ЗАКАЗЧИКОВ

Основными заказчиками клининговых услуг являются федеральные сетевые компании и другие коммерческие заказчики. На их долю приходится примерно 60% всех закупок. Закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ составляют остальную часть - по 20%

3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛИ ОТЧЕТ О СОСТОЯНИИ РЫНКА КЛИНИНГОВЫХ УСЛУГ

  • Высокий уровень теневой занятости (это существенно влияет на безопасность объектов и социальную незащищенность персонала компаний);
  • Недобросовестная конкуренция за счет налогового демпинга;
  • Низкий уровень маржинальности;
  • Низкий уровень цифровизации (модули управления продажами и контролем за персоналом, роботизация, автоматизация процессов уборки и т.д.);
  • Отсутствие возможностей для технологического развития отрасли;
  • Низкий уровень квалификации персонала и дефицит трудовых ресурсов;
  • Отсутствие уборочной техники, оборудования и инвентаря российского производства

4. ИНФЛЯЦИЯ В ОТРАСЛИ ОТЧЕТ О СОСТОЯНИИ РЫНКА КЛИНИНГОВЫХ УСЛУГ

В отрасли клининговых услуг, как и в других отраслях, по итогам 2021 года наблюдалось изменение цен, связанное с инфляционными процессами в экономике, вызванными пандемией COVID-19. Сравнительный анализ показывает, что повышение закупочных цен по ряду позиций (расходные материалы, химия, инвентарь и оборудование) за анализируемый период составила от 20 до 80% по некоторым позициям Таким образом, инфляция привела к росту стоимости услуг на 18,77%

5. ПРОЕКТ ОБЕЛЕНИЯ ОТРАСЛИ, ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

До начала процесса «обеления» отрасли, который стартовал в 2018 году, в стране отсутствовали административно-юридические, рыночные условия и механизмы для формирования рынка «белых» цен и легальной занятости.
В последние четыре года ФНС России реализует проект «обеления» отрасли клининга с целью сделать этот рынок цивилизованным и основанным на принципах добросовестной конкуренции. Этот процесс еще не завершён, но его основные инструменты, такие как Информационный ресурс фасилити операторов, а также калькуляция стоимости услуг и конструкция налоговой оговорки (особое условие договора, являющееся действенным инструментом финансовой и имущественной защиты добросовестного заказчика от налоговых последствий за действия или бездействие третьих лиц по выполнению обязанности уплаты налогов), все активнее внедряются в рынок. В Информационном ресурсе в режиме цветовой индикации отражается реальная налоговая нагрузка его участников и заказчики имеют возможность определять степень риска при взаимодействии с подрядчиками.

В настоящее время, в Инфоресурсе зарегистрировано более 900 подрядчиков и более 140 заказчиков клининговых услуг.
Промежуточные результаты проекта обеления отрасли:
  • Среднеотраслевая налоговая нагрузка по РСВ и НДС сегодня составляет 15% против 3% на старте проекта;
  • Формирование отрасли на институциональном уровне (произошла консолидация отрасли, сформированы отраслевые объединения, налажен диалог с государством);
  • Крупные заказчики осведомлены о рисках сотрудничества с неблагонадежными подрядчиками и начинают проявлять должную налоговую осмотрительность при выборе поставщиков фасилити услуг. 
При этом, следует отметить отсутствие простых механизмов обеления отрасли – все решения новаторские и требуют межведомственной координации.


Полный отчет можно посмотреть на сайте СРО АКФО или скачать по ссылке

Источник: СРО АКФО

Закрыть